При покупке запомните первое правило: узнать, не угнана ли машина и не находится ли она в розыске. В этом случае помогут лишь сотрудники ГИБДД. Второе -- машина должны быть исправна и с карточкой техосмотра. Ведь внешний лоск может быть лишь бравадой. А небольшой пройденный километраж - тоже всего лишь уловка. Накрутить (скорее всего, скрутить) цифры -- дело плевое. А за два-три года эксплуатации даже обыкновенный "Жигуль" может спокойно пробежать сотню-другую тысяч километров. Был случай, когда одному обрадованному "чайнику" был продан автомобиль с пробегом 40000 километров по довольно умеренной цене. И когда все документы были зарегистрированы в нотариальной конторе, а новый владелец поехал к своему месту стоянки, под ковриком обнаружилась большая проржавелая дыра. Впору хоть ногами тормозить. Так что стоит обратить внимание и на цену. Если она неоправданно низка по сравнению со средней стоимостью данной модели и данного года выпуска, возможно от покупки стоит отказаться. Определить реальный пробег, как правило, проблематично, поэтому лучше смотреть не на одометр, а на состояние автомобиля и его салона. Может быть завышен и год (обычно завышают на год-два). Точный год выпуска можно определить только по номеру кузова. Возможно определить год по наклейкам на стекле, биркам на ремнях безопасности, цифрам на высоковольтных проводах и с изнаночной стороны пластиковых деталей салона.
Кроме того, если машину продают не по подлиннику, а по дубликату ПТС (паспорту транспортного средства), это подозрительно. ПТС нередко «теряют», чтобы получить в ГИБДД «чистый» дубликат, в котором не указано, с какого на самом деле года автомобиль находится в России (это позволяет выдать его за беспробежный). Не стоит покупать автомобиль по доверенности — настоящий хозяин в любой момент имеет право потребовать возвращения автомобиля, к тому же есть риск при такой продаже получить машину с юридическими проблемами. Еще один аспект: если вы приобретаете машину по доверенности с правом передоверия и продажи, то помните одно. По истечении трех лет машину можно продать или же передоверить кому-либо еще на два года. Ну, а если машина в течение пяти лет прослужила верой и правдой и готова служить еще столько же, то нужно будет искать старого хозяина, чтобы он снова передоверил ее вам. А вы уверены, что его можно будет легко разыскать? И захочет ли он бесплатно переоформить машину на новый срок? Хотя, конечно, сделка по доверенности обходится гораздо дешевле, без разных проволочек и занимает времени от 10 до 15 минут в лучшем случае.
Много проблем возникает с номерными агрегатами. Внимательно осмотрите номера кузова и двигателя — цифры и буквы должны быть набиты одним шрифтом, высота и ширина знаков, а также толщина линий должны быть одинаковыми. Стоит насторожиться, если в том месте, где набит номер, видны следы обработки наждачной бумагой, сварки, свежей окраски.
Покупать машину на рынке можно по-разному. Можно сразу с владельцем поехать в оценочный пункт, а потом в ГИББД, чтобы тут же переоформить авто на нового владельца. Правда вариант муторный и далеко не дешевый. Ведь за машину взимается госпошлина. Сведущие автолюбители довольно умело обходят этот закон, дав на лапу оценщику машины в комиссионном магазине. И хотя покупка через ГИБДД -- путь долгий, но более надежный.
Рынок, и в особенности автомобильный, который люди посещают с большими деньгами, не обходится без аферистов и мошенников. Поэтому не стоит брать с собой сразу всю сумму денег на покупку авто. Могут украсть. Могут ограбить. Правда, для профессиональных жуликов вырвать у зазевавшейся жертвы дипломат или сумку с деньгами или испугать ножом, требуя содержимое карманов, считается дурным тоном, непозволительным для изысканных натур. Для утонченного мошенника грубо обобрать лоха -- все равно что расписаться в собственном бессилии. Вот и рождаются всевозможные уловки, с помощью которых, если и уведут у вас деньги, собранные на автомобиль за долгие годы, то не будет, наверное, так уж обидно и страшно. Впрочем, шутки шутками, а существуют десятки приемов облапошивания лохов.
Вот несколько из них.